Программа курса:
Модуль 1. Первый этап проведения антикризисных мероприятий. Признание кризиса
Понятие кризиса
- Определение кризиса.
- Принятие условий кризиса и использование преимуществ кризисного периода для развития организационных систем, бизнес-процессов.
- Анализ ситуации и показателей деятельности предприятия за последние полтора-два года. Предпосылки изменения.
- Признаки внутреннего кризиса управления.
- Оценка показателей деятельности за предшествующий период Баланс, наличие и уровень достижения KPI.
- Оценка готовности производственной и управленческой системы к изменению.
- Уровень стандартизации, регламентации.
- Уровень системы обучения.
Модуль 2. Управление организационным изменением как проектом по выходу из кризиса
Три основные цели проводимого изменения.
- Сокращение затрат. Сокращение себестоимости.
- Повышение производительности. Снижение времени выпуска продукции. Оказания услуги.
- Повышение качества продукции, услуги. Снижение уровня брака.
Три стратегии выхода из кризиса
- Классическое Управление изменением (проведение изменения как проекта).
- Стратегия «Решение проблем».
- Стратегия Кайзен — непрерывное улучшение.
Организационное изменение как процесс непрерывного совершенствования (в концепции ЛИН)
Работа с творческим потенциалом сотрудников. Построение системы обучения, релевантной задачам преодоления кризисных тенденций, решения проблем
Анализ показателей деятельности предприятия с целью определения параметров «критической ситуации»
- Отчёты о прибыли/убытках за предыдущие 2 года. Баланс.
- Определение коэффициента устойчивости предприятия.
Оценка финансовых ресурсов изменения: Бюджет (проекта) изменения
Модуль 3. Выбор стратегии проведения изменения, выхода из кризиса
Классическая (управление изменением)
- Фиксация положения as is.
- Описание желаемого положения (идеального состояния) must be.
- Постановка целей.
- Декомпозиция.
- Планирование действий по пути от as is к must be (дорожная карта).
Построение системы управления качеством, СМК
- Понятие качества.
- Стандарты качества (продукта, услуги, бизнес-процесса).
- Описание стандартов. Визуализация.
- Распространение стандартов.
- Стандартизация как система самообучения организации.
Бережливое производство производственная система Тойота. КАЙДЗЕН
- Эдвардс Деминг – американский «отец » японского экономического чуда.
- 14 Пастулатов Э. Деминга.
- На чем основана система, которая до сих пор является непревзойденным образцом эффективности как производственных, так и управленческих процессов.
- Философия качества Кайзен -система непрерывных улучшений.
Инструменты бережливого производства, производственных систем японских компаний, созданные на базе «философии качества» Эдвардса Деминга
- Понятие потока создания ценности.
- Инструменты.
- Картирование потока создания ценности.
- Система 5S.
- Восемь видов потерь.
- Стандартизация.
- Визуальный менеджмент.
- Кайзен – система непрерывных улучшений.
- Результаты российских предприятий, внедрившие бережливое производство.
Стратегия «Решение проблем» против системы «Тушения пожаров»
- Ошибки управления по отклонениям (реактивного управления, «Игра с красными бусинами»).
- Методика решения проблем ТОЙОТА.
- Метод 5 Почему? Поиск корневых причин проблем.
- Выделение проблем, находящихся в зоне влияния, расстановка приоритетов.
- Выбор проблем для решения.
- Диаграмма Исикавы.
Управление антикризисным изменением как проектом
- Постановка целей изменения и декомпозиция.
- Составление покалендарного плана внедрения улучшений.
- Оценка трёх видов ресурсов: люди, финансы, время, при принятии решения и выборе стратегии изменений.
- Гибкие системы управления проектами SCRUM, agile.
Модуль 4. Организация обучения, подготовка сотрудников предприятия проведению антикризисных изменений
- Анализ и описание профиля компетенций работников, участвующих в изменении: философия качества, 5S, поиск потерь.
- Постановка целей изменения. Установка критериев достижения.
- Определение состояния as is, must be.
- Картирование процессов.
- Составление покалендарного плана проведения изменений.
- Инструменты ЛИН, доска КАНБАН, оперативные совещания.
- Работа в команде по правилам гибких систем управления.
- Закрепление и распространение результатов изменения на все процессы в организации.
- Моделирование бизнес-процессов в смежных подразделениях.
- Внедрение процессингового подхода на всём предприятии.
- Переход к системе Кайзен – непрерывного улучшения.